Итак, добро пожаловать в
кабинет Истории Богов на летние
лекции, которые соответственно веду
опять же я – Профессор Фауста.
Здравствуйте
дорогие ученики!
Сегодняшняя
лекция будет про одну богиню, но она
не относится ни к Лилит и к
остальным, про которых была прошлая
лекция, я слегка прерву изучение тех
богинь, про которых мы будем уже
доучивать на следующей лекции, а
теперь немного легче урок, ибо в
следующем будет много дополнений.
Но
все же приступим к лекции.
Сегодня
мы слегка перервем тему прошлого
урока, и послушаете про «Черную»
богиню Индии.
-
Никто не знает про кого я?.. *Ученики
затаили дыхание, чтобы никого не
спросили*.
-
Ладно.. давай Kevin,
знаешь ответ? *Kevin
McLean
испуганно посмотрел на профессора*
-
Ну, может быть Богиня Кали?
-
Верно-верно! Молодец Кевин, в общем,
приступим..
*Фауста
открыла свои записи, посмотрев туда
начала рассказывать лекцию*.
Богиня
Кали (в древнеиндийском «kali»
означает «черная») – в индуистской
мифологии одна из ипостасей Деви,
или Дурги, жены Шивы олицетворение
его губительной энергии (шакти). Так
вот, что касается этого.. Шактир то
наш, богом считает себя любимого,
долго говорила, что напишу, ну, вот и
кусочка вам хватит). Продолжим…
Кали
является одной из самых популярных
божеств Бенгалии. По поверью, она
первой сошла на Землю, на береги
реки Хугли. Ее имя упоминается еще в
«Пуранах» - большом сборнике мифов и
религиозных повествований,
составление которого началось еще
во II
веке н.э. Великий индийский ученый-философ
Шанкарачария в 800 году н.э. создал
знаменитое, популярное во всей
Индии песнопение в ее честь. В
первом четверостишии он воспевает
ее как жизнетворяющую богиню мать (Джаганматри):
«Все, что дышит вокруг, обязано мне».
Но в последующих четверостишиях он
представляет ее как
разрушительницу.
Обычно
Кали изображается отвратительной,
уродливой ведьмой с черным лицом,
запачканным кровью (по одному из
мифов, она появилась на счет из
почерневшего от гнева лица богини
Дурги). На шее у нее ожерелье из
людских черепов, и у нее четыре руки.
В двух она держит отрубленные головы,
в двух других – меч и жертвенный нож
кхадху. Кали обычно предстает
обнаженной, с широким поясом из
отрубленных человеческих рук.
Иногда в руках у нее железный крюк,
на который насаживают жертвы, и
удавка, с помощью которой их душат.
В живописи и скульптуре она
предстает танцующей над
безжизненным телом своего супруга
Шивы.
Вкус
к крови проявил нее, когда ее
призвали убить демона Партавиджи (он
производил по тысяче себе подобных
из каждой капли своей крови,
падавшей на землю).
Кали пронзила его своим копьем,
затем подняла высоко над головой и
аккуратно выпила всю его кровь не
позволив ни одной капле упасть на
землю.
Любимый
супруг Кали, верховный бог Шива,
весь соткан из противоречий. Он
творец, поддерживающий жизнь, но
одновременно и бог-разрушитель мира.
В храме Перур на юге Индии он
изображен с ожерельем из
человеческих черепов, в одной из его
четырех рук смертоносное оружие –
крюк и удавка. В его двойственности
усматривается определенная
символика: череп – символ смерти и
полумесяц – символ рождения и роста.
Шива
– олицетворение постоянной
активности: он зол, неистов, а его
игры отличаются жесткостью. В одном
индийском мифе рассказывается, как
Шива стал победителем великого и
могущественного дракона,
превратившегося в слона. Бог
заставил слона танцевать без
остановки не давая ему передохнуть.
Пляска продолжалась до тех пор, пока
это грузное, тяжелое животное не
свалилось замертво на землю. Тогда
довольный Шива содрал со своей
жертвы шкуру и, набросил ее на себя,
стал исполнять танец победителя.
Но
темная сторона Кали затмевает даже
самого Шиву. На всей территории
Индии сохранились каменные
изваяния богини, к которым местные
жители до сих пор приносят жертвы,
но уже не человеческие. Все ее тело
покрыто кровью, в ушах вместо серег
болтаются два трупа, в двух левых
руках – отсеченные головы со всех
сторон ее окружают самки шакалов.
Когда Кали пребывает в ипостаси
Сиддхакали, на нее с Луны капает мед,
символ детства и плодородия, но даже
такая Кали пьет кровь из черепа
человека В ипостаси Гухиакали на
ней – черная накидка, у нее глубоко
запавшие глаза, страшные, острые
неровные зубы и улыбающееся лицо. В
своей четвертой ипостаси,
Бхадракали, она, видно, испытывает
страшные муки голода. Лицо у нее –
чернее чернил, она плачет, причитая:
«Я не насытилась. Я готова
проглотить одним глотком весь мир».
Культ
Кали восходит в неарийским истокам.
Он связан с кровавыми
жертвоприношениями и во многом чужд
ортодоксальному индуизму. Однако в
верованиях тантристских и
шактистских сект он занял
центральное место.
Домашние
задание
1.
Так, про кого идет речь в лекции?
Назовите самого главного бога/богиню?
2.
Как звали супруга/супругу этого
бога/богини?
3.
Опишите "черную" богиню Индии.
4.
Назовите три ипостаси в которых
изображалась эта богиня.
5.
Назовите три секты Индии.
6.
Как она появилась?
Домашние
задание посылайте через личное дело,
иль мне на мыло.